Телефон доверия
8 (4112) 39-99-99

Характеристика субъекта

Краткая характеристика Республики Саха (Якутия)

 

Местоположение

 

Республика Саха (Якутия) (якут. Саха Республиката, Саха Сирэ) расположена в северо-восточной части Сибири. Граничит на востоке с Чукотским автономным округом, Магаданской областью, на юго-востоке — с Хабаровским краем, на юге — с Амурской областью и Забайкальским краем, на юго-западе — с Иркутской областью, на западе — с Красноярским краем, на севере её естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяжённость морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км.

Более 40 % территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Протяжённость республики с севера на юг — 2500 км, с запада на восток — 2000 км. Самая западная точка — на границе с Красноярским краем (105° в. д.), восточная — на границе с Чукотским автономным округом (165° в. д.), южная — на Становом хребте, на границе с Амурской областью (55°30' с. ш.), северная материковая — на мысе Нордвик (74° с. ш.) и северная островная — на острове Генриетты (77° с. ш.).

 

Территория

 

Республика Саха (Якутия) входит в состав Дальневосточного федерального округа. Образована 27 апреля 1922 года как Якутская АССР в составе РСФСР и СССР. В 1991 году Якутская АССР получила своё современное название — Республика Саха (Якутия).

Численность населения республики, по данным Госкомстата России, составляет 959 689 чел. Плотность населения — 0.31 чел./кв.км. Является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации. Городское население — 65.41 % (627752). Большая часть населения сосредоточена в городах Якутск, Нерюнгри, Мирный, Ленск и Алдан.

Основные народы, проживающие на территории республики: якуты – 45.5%, русские – 41.2%, украинцы – 3.6%, эвенки – 1.9%, эвены - 1.2%. другие национальности - 6.6%.

Якутия характеризуется многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено физико-географическим положением её территории. Большую часть занимают горы и плоскогорья, на долю которых приходится более ⅔ её поверхности, и лишь ⅓ расположена на низменности. Самая высокая точка — гора Победа (3147 м, по другим данным 3003 м, находится на хребте Черского) или Мус-Хая (2959 м, по другим данным 3011 м, находится на хребте Сунтар-Хаята). В Якутии также расположен Верхоянский хребет.

Западную часть Якутии занимает одно из крупнейших плоскогорий — Среднесибирское.

Крупнейшие низменности: Центральноякутская, Колымская, восточная часть Северо-Сибирской низменности.

Якутия — один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озёрных (свыше 800 тыс.) регионов России. Общая протяжённость всех её рек составляет около 2 млн км, а их потенциальные гидроэнергоресурсы оцениваются почти в 700 млрд кВтч в год. Крупнейшие судоходные реки: Лена (длина — 4400 км), Вилюй (2650 км), Оленёк (2292 км), Алдан (2273 км), Колыма (2129 км), Индигирка (1726 км), Олёкма (1436 км), Анабар (939 км) и Яна (872 км).

На территории республики находятся крупные озёра — Бустах, Лабынкыр и др.

Большая часть территории Саха (Якутии) расположена в зоне средней тайги, которая к северу сменяется зонами лесотундры и тундры. Почвы преимущественно мерзлотно-таёжные, дерново-лесные, аллювиально-луговые, горно-лесные и тундро-глеевые. Леса занимают около 4/5 территории. В долинах рек и аласах распространены луга. На побережье и вершинах гор-кустарниковая травянистая растительность и лишайники.

Сохранились песец, соболь, заяц-беляк, горностай, лисица, ондатра, северный олень, колонок, американская норка и др. В бассейне Олёкмы встречается изюбрь, в горной тайге на юге и юго-востоке-кабарга;в горах Восточной Якутии-снежный баран. В морских, речных и озёрных водоёмах насчитывается около 50 видов рыб, преобладающими из которых являются лососёвые и сиговые.

 

Территория этого края также известна как место массового гнездования более 250 видов птиц. Среди них такие редкие, как розовая чайка, белый и чёрный журавли, кроншнеп-малютка и кречет, занесённые в Международную Красную книгу. На территории Якутии-Олёкминский заповедник, Усть-Ленский заповедник.

Административный центр республики – г. Якутск с населением 228,4 тыс. человек. Республика включает в себя 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа. В состав муниципальных районов в свою очередь входят городские и сельские поселения (наслеги), общее число наслегов составляет 365, в том числе 31 национальный.

 

Климат и часовые пояса

 

Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Апрель и октябрь в Якутии — зимние месяцы. Разница температур самого холодного месяца — января и самого тёплого — июля составляет 70—75 градусов. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах — котловинах, впадинах и других понижениях до −70 °C) и по суммарной продолжительности периода с отрицательной температурой (от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не имеет аналогов в Северном полушарии. Абсолютный минимум температуры практически везде в республике ниже −50 градусов.

На территории Якутии применяется время трёх часовых поясов. Западная и центральная часть, крупные населённые пункты Якутск, Нерюнгри, Мирный, Хандыга находятся в часовой зоне МСК+6 (UTC+9). Верхоянский район, Оймяконский и Усть-Янский улусы (районы) — МСК+7 (UTC+10). Восточная часть, бассейны рек Индигирки и Колымы — Абыйский, Аллаиховский и Среднеколымский улусы (районы), Верхнеколымский, Момский и Нижнеколымский районы — МСК+8 (UTC+11). Связано это с достаточно северным расположением республики, где длина дуги параллели на 1 градус долготы составляет всего 40-50 километров (разница в местном солнечном времени на 1 час соответствует 600—750 километрам), а протяженность республики с запада на восток составляет почти 2000 километров.

 

Административно-территориальное деление и население

 

Республика включает в себя 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа. В состав муниципальных районов в свою очередь входят городские и сельские поселения (наслеги), общее число наслегов составляет 365, в том числе 31 национальный. Административный центр республики – г. Якутск с населением 228,4 тыс. человек.

Численность населения республики, по данным Госкомстата России, составляет 959 689 чел. Плотность населения — 0.31 чел./кв.км. Является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации. Городское население — 65.41 % (627752). Большая часть населения сосредоточена в городах Якутск, Нерюнгри, Мирный, Ленск и Алдан.

Основные народы, проживающие на территории республики: якуты – 45.5%, русские – 41.2%, украинцы – 3.6%, эвенки – 1.9%, эвены - 1.2%. другие национальности - 6.6%.

 

Транспортная инфраструктура

 

Транспорт в Якутии — важная составляющая экономики Якутии и всего северо-востока России, обеспечивает перемещение жизненно важных грузов, товаров, людей, играет важнейшую роль в обеспечении так называемого северного завоза и комфортных условий проживания на Севере, обеспечивает бесперебойное снабжение стратегически важных отраслей экономики — предприятий горнодобывающей промышленности и других. Транспортная сеть не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой для социально-экономического развития региона.

Транспорт Якутии — очень большая отрасль народного хозяйства, в которой заняты десятки тысяч людей. Её отличают следующие характерные черты:

Многообразие. В Якутии представлены практически все виды транспорта — железнодорожный, авиационный, автомобильный, водный (морской и речной) и трубопроводный. Отсутствует электротранспорт — нигде в Якутии нет электрифицированных железных дорог, трамваев и троллейбусов в городах.

Сложная транспортная схема — сезонность и дороговизна транспорта. Дешёвым круглогодичным транспортом охвачен только юг республики, точнее, полоса вдоль АЯМа. Крайний Север, и вообще весь север Якутии, вынужден жить на сезонном обеспечении грузами и использовать дорогие виды транспорта — например, авиационный, что напрямую сказывается на стоимости жизни на Крайнем Севере[3].

Доля транспорта в валовом региональном продукте республики составляет 4,4 %. Годовые объёмы грузоперевозок превышают 40 млн. тонн, а пассажироперевозок составляют около 80 млн. чел. Основной объём грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте составляет около 60 %.

 

а) Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт в Якутии — одна из важнейших составляющих частей транспортной системы республики. С развитием железнодорожного транспорта в республике связываются перспективы интенсификации её экономического развития, освоение месторождение ряда полезных ископаемых, включение значительной части территории республики (на которой проживает большинство её населения) в зону круглогодичной транспортной доступности и снижение затрат на организацию северного завоза.

Начало железнодорожному транспорту в Якутии было положено в 1976 г., когда её границу пересёк путеукладчик строящегося Малого БАМа (Тында — Нерюнгри). Амуро-Якутская железнодорожная магистраль строится постепенно до сих пор, в декабре 2011 г. рельсы дошли до станции Нижний Бестях, по состоянию на март 2014 г. участок от Томмота до Нижнего Бестяха находится в режиме предварительной эксплуатации (осуществляется грузовое сообщение, а также проводятся опытные проходы пассажирских вагонов). Планируется также строительство транспортного перехода (моста или тоннеля) через реку Лену, для того чтобы связать с общероссийской железнодорожной сетью непосредственно столицу республики город Якутск. В юго-восточной Якутии также близко к завершению строительство тупиковой железнодорожной линии Улак — Эльга, соединяющей БАМ с Эльгинским угольным месторождением.

 

б) Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт также играет очень важную роль для республики, так как, при крайне недостаточном развитии железных дорог, автодороги зачастую являются единственными наземными путями сообщения. Автотранспорт в Якутии развит достаточно хорошо. Его главная уязвимая черта — опять-таки сезонность, так как в республике крайне мало хороших круглогодичных дорог, и большая часть грузоперевозок ведётся по зимникам.

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием — 7,6 тыс. км. Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 16 улусов (районов) из 35. Практически вся сеть автомобильных дорог в районах, расположенных в арктических широтах, представлена зимниками с периодами эксплуатации до 8 и менее месяцев в году, то есть зимой дорожная сеть в Якутии резко возрастает за счёт зимников. Недостатки временных дорог очевидны и огромны, но есть и некоторые преимущества. Так, их обустройство не требует значительных капитальных вложений и времени — по сравнению со строительством категорийных дорог круглогодичного действия. Также они имеют экологические преимущества: при их сооружении не наносится значительного ущерба окружающей среде в зоне вечной мерзлоты. Зимники в Якутии прокладываются, как правило, по каждой крупной реке (например, Колыма, Индигирка, Яна), а внутри районов — практически к каждому населённому пункту, благо их на Севере немного[21]. Протяжённость таких трасс составляет от нескольких сот (Асыма — Сангар — 310 км) до нескольких тысяч километров: например, трассы Удачный — Саскылах — Юрюнг-Хая (1364 км), Хандыга — Батагай — Усть-Куйга (1262 км).

 

Основные автодороги Якутии:

  • А360 «Лена»; Большой Невер — Якутск (Нижний Бестях) («автомобильный АЯМ»), круглогодичная, в основном с гравийным покрытием;
  • Р504 «Колыма»; Якутск (Нижний Бестях) — Магадан, круглогодичная, гравийное покрытие, отсутствует мост через Алдан;
  • А331 Федеральная автодорога «Вилюй»; Якутск — Мирный, условно круглогодичная, гравийное, грунтовое покрытие, не хватает мостов через многие реки, в летнее время некоторые участки превращаются в болото; см. также Вилюйский тракт;
  • P501 Покровский тракт; Якутск — Покровск — Мохсоголлох — Булгунняхтах; покрытие — разбитый асфальт;
  • P502 «Амга»; автодорога республиканского значения Нижний Бестях — Амга; строится её продолжение — участок от Амги до Усть-Маи; асфальт на участке Нижний Бестях — Майя, дальше гравийка;
  • P503 Намский тракт; Якутск — Намцы; асфальтовое покрытие;
  • «Алдан»; строящаяся автодорога республиканского значения Хандыга — Джебарики-Хая — Эльдикан;
  • «Анабар»; автодорога республиканского значения Ленск — Мирный — Чернышевский — Айхал — Удачный, круглогодичная, в основном гравийное покрытие, планируется её продолжение Удачный — Оленёк — Саскылах — Юрюнг-Хая;
  • «Яна»; автодорога республиканского значения 533 км а/д «Колыма» — Тополиное — Батагай — Усть-Куйга — Депутатский — Белая Гора; протяженность 1820 км; круглогодичное движение возможно только на участке 533 км а/д «Колыма» — Тополиное, участке Усть-Куйга — Депутатский, а также между пос. Тукума и Батагай; участок Тополиное — Батагай — Усть-Куйга — автозимник по реке Яна протяженностью около 1000 км;
  • Автодорога Эльдикан — Югорёнок; республиканского значения, круглогодичная дорога (во всяком случае, была такой), связывающая с «большой землёй» через пристань на Алдане Эльдикан рабочие посёлки на востоке Усть-Майского района, занятые золотодобычей — Аллах-Юнь, Звёздочка, Солнечный, Ыныкчан, Бриндакит, Югорёнок; в связи с «реструктуризацией» золотодобывающей отрасли Якутии, возможно, сейчас дорога в упадке точно так же, как и вышеназванные посёлки, и в некоторых местах стала непроезжей; по одному из рассматриваемых вариантов, в будущем может стать сегментом возрождённого Аянского тракта; см. также Амгино-Аянский тракт;
  • «Арктика»; самый длинный в Якутии автозимник Усть-Нера — Зырянка — Черский и далее на Чукотку; круглогодичное движение только на участке Зырянка — Угольное, гравийное покрытие;
  • «Борогон»; Соттинцы — Борогонцы;
  • «Верхоянье»; Батагай — Верхоянск;
  • «Мюрю»; Майя — Тюнгюлю — Борогонцы — Чериктей;
  • «Оймякон» (или «Южная дорога»); Кюбеме (752 км а/д «Колыма») — Томтор — граница Магаданской области;
  • «Умнас»; Олёкминск — Бирюк, гравийное покрытие;

 

в) Воздушный транспорт

Бурное развитие авиации в XX веке способствовало освоению северных территорий России. По сей день множество населённых пунктов на Севере связаны с внешним миром почти исключительно воздушным путём. В советское время, особенно в период так называемого «развитого социализма», авиация в Якутии была очень развита и обеспечивала надёжную транспортную связь как внутри республики, так и связь республики с другими регионами СССР. После наступления рыночных времён авиация резко сбавила свои обороты. Закрылось множество аэропортов, прежде всего небольших. Цены на билеты стали труднодоступными, по этой причине население в большой своей массе стало избегать авиации и предпочитать другие возможности перемещения, если таковые имеются.

Тем не менее, Якутия продолжает оставаться регионом России с довольно развитым воздушным транспортом. В республике на начало 2010-х гг. действует 23 аэропорта. Авиационный транспорт остаётся основным круглогодичным пассажирским видом транспорта в республике. На долю авиации здесь приходится около 65 % пассажирооборота. Авиация широко используется не только в перевозках пассажиров на дальние расстояния, но также в перевозках на относительно короткие расстояния — во внутрирайонных и межрайонных республиканских сообщениях. Воздушный транспорт выполняет задания МЧС, функции санитарной авиации и другие авиаработы.

На территории Якутии размещено три аэропорта государственного значения (Якутск, Тикси, Чокурдах), 35 аэродромов (включая неиспользуемые) местных воздушных линий и 195 посадочных площадок. Взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием оборудованы в девяти аэропортах: Якутск, Мирный, Тикси, Чокурдах, Черский, Вилюйск, Чульман, Алдан, Полярный. Большинство аэропортов в настоящее время находятся либо в критическом состоянии, либо в стадии прекращения своего существования. В ближайшее время намечается закрыть ряд аэропортов, в то же время реконструировать 16 аэропортов, в восьми из них построить новые здания и сооружения.

Наиболее крупные аэропорты имеют авиасвязи с центральными районами России. Аэропорт Якутска связан прямыми авиалиниями с Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском, Красноярском, Иркутском, Хабаровском, Магаданом и другими городами, а также осуществляет международные полёты в 13 стран мира. Тиксинский аэропорт федерального значения обеспечивает полёты по высокоширотной трассе и является аэропортом совместного базирования военно-воздушных сил и авиации федеральной пограничной службы.

После развала советского монополиста — компании «Аэрофлот» — в Якутии постепенно оформились три основные авиакомпании: «Якутия», «Полярные авиалинии» и МАП АК «Алроса». Авиакомпания «Якутия» — основная, единая межрегиональная авиакомпания; её главной целью является авиасообщение Якутии с Москвой, другими крупными городами и курортами России, ближнего и отчасти дальнего зарубежья. Авиакомпания «Полярные авиалинии» (единая внутрирегиональная) специализируется на авиаперевозках внутри республики. Мирнинское авиапредприятие «Алроса» главной своей задачей считает обеспечение развития западно-якутского алмазодобывающего кластера экономики и его связи с Якутском, Москвой и другими городами и центрами.

 

г) Водный транспорт

Водный транспорт — на сегодняшний день основной вид транспорта в республике, играет очень большую роль в обеспечении северного завоза. Именно во время короткой северной навигации, длительность которой составляет примерно 4,5 месяца (с начала июня по середину октября), происходит основной завоз грузов как в республику, так и внутри неё.

Протяжённость эксплуатируемых водных путей на её территории составляет 21,8 тыс. км, из них на обслуживаемые пути приходится 13,6 тыс. км. Якутия обладает разветвлённой сетью водных путей сообщения: участок Северного морского пути; через всю её территорию протекает р. Лена — главная водная магистраль с притоками рр. Алдан и Вилюй; в северной части республики — реки Анабар, Оленёк, Яна, Индигирка и Колыма.

Сеть водного транспорта республики составляют пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский) и два морских арктических порта — ОАО «Тиксинский морской порт» и ОАО «Зеленомысский морской порт».

Морской транспорт обслуживает 12 арктических улусов — от Хатангского залива до пункта Певек, а также районы Чукотки. Особенностью СМП как водной транспортной магистрали является его ледовитость и краткость навигационного периода (40-70 дней). Всё это обуславливает необходимость специального технического оснащения магистрали и особую организацию плавания (строительство ледоколов, использование воздушного флота для ледовой разведки, создание специальной метеослужбы, средств навигационного слежения и т. д.). Главный морской порт республики — Тикси. В советское время на СМП наблюдалось оживлённое движение, но с 1987 по 2001 гг. грузооборот порта Тикси сократился в несколько раз. В последнее время наметилась тенденция роста грузооборота порта Тикси за счёт увеличения поставок сырой нефти и лесоматериалов на экспорт. В порты республики по СМП завозится около 60 тыс. тонн нефтепродуктов в год из портов Северо-Запада.

Главным водным перевозчиком в республике является ОАО «Ленское объединённое речное пароходство» (ЛОРП) — одно из ведущих транспортно-производственных предприятий не только Республики Саха (Якутия), но и северо-востока страны в целом, внесённое в список системообразующих предприятий России и перечень стратегических предприятий Якутии.

Отличительной особенностью водного флота республики является наличие уникального флота судов класса «река — море» (танкеры, сухогрузы и др. суда). Это позволяет компании ЛОРП выполнять грузоперевозки по Лене, её притокам, другим рекам Якутии и осуществлять каботажное плавание по морю. ЛОРП оперирует на участке Северного морского пути от Хатангского залива до Певека и производит завоз всех необходимых грузов в порты Хатанги, Анабара, Оленёка, Яны, Индигирки, Колымы. Таким образом, ЛОРП играет важную роль в экономике не только Якутии, но и всего северо-востока России.

Кроме ЛОРПа, в транспортном комплексе республики оперируют другие юридические лица — водные перевозчики, такие как «Арктическое морское пароходство», «Колымская судоходная компания», «Янское речное пароходство», ХК «Якутский речной порт» с дочерними предприятиями «Судоходная компания „Якутск“», «Судоходная компания „Вилюй“», «Пассажирское райуправление», а также судоходная компания «АЛРОСА — Лена», являющаяся дочерним обществом ОАО «АЛРОСА».

В воднотранспортном комплексе республики в перевозках также участвуют судоходные компании, базирующиеся в других регионах России. Из Иркутской области: ООО «Верхнеленское речное пароходство» (линия Осетрово — Ленск), ОАО «Киренская РЭБ флота», ОАО «Алексеевская РЭБ флота» и ОАО «Осетровский речной порт». Из Мурманской области: ОАО «Мурманское морское пароходство». Из Владивостока: ЗАО «РИМСКО» (завоз Северным морским путём).

На сегодняшний день, большинство грузов в республику поступает по смешанному железнодорожно-водному маршруту Транссиб — БАМ — порт Осетрово — река Лена. В порту Осетрово (г. Усть-Кут Иркутской области) переваливается 80 % грузов для республики. Эта устойчивая, сложившаяся десятилетиями транспортная схема может постепенно поменяться лишь при условии полной достройки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали с выходом её в Якутский речной порт и дальнейшим возрастанием роли железной дороги в деле обеспечения грузовых перевозок в республике.

Якутский речной порт — важный логистический узел северо-востока России. Современный порт построен в 60-х гг. XX в. Играет важную роль в обеспечении северного завоза. Отсюда в период навигации судами класса «река-море» осуществляется завоз грузов на Колыму, Индигирку и другие северные реки, включая не только Якутию, но и Чукотку, север Красноярского края.

Основной объём перевозок как грузов, так и пассажиров приходится на внутриреспубликанские перевозки. Межобластные перевозки тоже значительны — это завоз грузов из порта Осетрово (так называемый северный завоз), а также обмен грузами с Магаданской областью и Чукотским автономным округом. Грузовая обработка флота производится более чем в 200 портах-пристанях, около 30 из которых имеют причальные сооружения и перегрузочную технику. В остальных пунктах суда обрабатываются у необорудованного берега. Грузопоток, поступающий по Северному морскому пути, обслуживается в морских портах Тикси и Зелёный мыс. Водным транспортом перевозятся нефть и нефтепродукты, каменный уголь для нужд жилищно-коммунального хозяйства, лес в плотах, сухогрузы, строительные материалы, продовольствие и др.

 

д) Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт в Якутии играет большую роль в обеспечении населения и предприятий дешёвым топливом, имеет большое стратегическое значение для обеспечения жизнедеятельности на Севере и для внешней торговли и экономических связей.

Трубопроводный транспорт на территории Якутии на начало 2010-х гг. представлен трубопроводами как федерального, так и локального республиканского значения.

федерального значения:

  • нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан. В Якутии он проходит через Талаканское нефтяное месторождение, Ленск, Олёкминск, Алдан, Нерюнгри и имеет семь нефтеперекачивающих станций на её территории. Как известно из истории строительства трубопровода ВСТО, ранее планировался другой (южный) вариант прокладки, но в конечном счёте было решено остановиться на нынешнем варианте трассы, так как он даёт возможность на будущее привлечь мощности Талаканского, Верхнечонского, Чаяндинского, Среднеботуобинского и других нефтегазовых месторождений Иркутской области и Якутии. 4 октября 2008 года был осуществлён запуск в эксплуатацию в реверсном режиме части ВСТО от Талаканского месторождения до Тайшета длиной 1105 км, что позволяет осуществлять поставку нефти на Ангарский нефтехимический комбинат. По состоянию на осень 2008 года ежемесячная добыча нефти на месторождении составляет около 120 тыс. тонн.

республиканского значения:

  • системой газопроводов из Лено-Вилюйской газоносной провинции в центральную Якутию: газопроводы Тас-Тумус — Берге — Якутск — Мохсоголлох и Кысыл-Сыр — Мастах — Берге — Якутск, снабжающие Якутск газом Усть-Вилюйского, Мастахского и Средневилюйского газовых месторождений с многочисленными ответвлениями к другим населённым пунктам Кобяйского и Вилюйского улусов; газопровод Мастах — Берге — Якутск имеет выход по дну Лены на правый берег для газоснабжения заречных улусов;
  • газопровод Вилюйск — Ленск из Средневилюйского месторождения;
  • нефтепровод Талакан — Витим со Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения.

По местным трубопроводам ежегодно перекачивается порядка 1500 млн кубометров газа и 50 тыс. тонн нефти. Особенностью магистральной газопроводной системы республики является то, что она состоит из двух локальных подсистем — Центрального и Западного региона. Обе подсистемы работают технологически независимо друг от друга. В эксплуатации находятся 4047 км газопроводов и 110 км нефтепроводов (не считая федеральных).

Столица республики была газифицирована в 1967 году, когда было завершено строительство первого магистрального газопровода Тас-Тумус — Якутск.

 

Промышленный потенциал и сельское хозяйство

 

В 1950-е и последующие годы в связи с открытием алмазоносных месторождений на западе республики была создана и существует и сегодня очень мощная алмазодобывающая промышленная инфраструктура Республики Саха и Российской Федерации.

Промышленность Якутии ориентирована на добычу и обогащение и сырья, республика богата природными ресурсами. На территории Якутии находится крупнейшее в стране Эльконское урановое месторождение с разведанными запасами около 344 тысяч тонн.

В 2011 году начата отгрузка угля с крупнейшего в России Эльгинского угольного месторождения.

 

Основные секторы промышленности:

  • добывающая (алмазо-, золото, нефте-, газо-, угле- и другие полезные ископаемые)
  • перерабатывающая (гранильная, ювелирная, нефте-газоперерабатывающая, деревообрабатывающая, производство строительных материалов и др.)
  • топливно-энергетический комплекс (производство энергоносителей)
  • лесная
  • машиноремонт
  • лёгкая промышленность (кожевенно-обувная и др.)
  • пищевая промышленность

 

Сельское хозяйство:

  • мясо-молочное животноводство
  • коневодство
  • оленеводство
  • овощеводство, картофелеводство
  • пушно-меховое
  • рыбный промысел
  • сбор ягод и даров природы

 

Потенциально-опасные объекты:

 

На территории республики расположен 1 химически опасный город (г. Якутск). Химически опасных объектов – 22.

В республике размещено 12 взрывоопасных, 26 пожароопасных, 42 взрыво-пожароопасных объекта.

 

На территории Республики Саха (Якутия) возможны следующие риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера:

- природные и техногенные пожары;

- снеговые нагрузки;

- снежные заносы;

- землетрясения;

- заторы и зажоры;

- наводнения;

- на системах энергоснабжения;

- на системах теплоснабжения;

- на автомобильном транспорте;

- на водном транспорте;

- на железнодорожном транспорте;

- на авиационном транспорте;

- на объектах ЖКХ;

- на объектах газовой промышленности;

- на объектах нефтяной промышленности;

- на ГТС;

- фитосанитарные риски;

- клещи;

- паводки.

 

Оцените информацию, представленную на данной странице:
1 2 3 4 5
Спасибо, Ваш комментарий принят!
Рубрикатор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я C Все
Загрузка...
По вашему запросу не найдено совпадений