«По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению»

По мере развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, общей урбанизации постоянно увеличивается интенсивность нагрузки на окружающую среду (ОС). Очевидно, что научно-технический прогресс – это не только уникальные по сложности производства, но и потенциально опасные технологии, введение которых влечет за собой различные антропогенные загрязнения ОС. Все чаще в промышленности применяются экологически вредные вещества. Возросло производство сельскохозяйственных удобрений, пестицидов, гербицидов, товаров бытовой химии. Вырос объем изготовления, использования, хранения и перевозки химических продуктов, в том числе и аварийных химически опасных веществ (АХОВ). Увеличилось количество промышленных выбросов и отходов, большая часть которых вывозится на свалки твердых бытовых отходов. Повышается кислотность озер грунтовых вод, почв, гибнут растения и животные, растет заболеваемость населения.

Химические производства способствуют возникновению чрезвычайных или аварийных ситуаций, заражению больших территорий, то есть появлению экологической опасности.

Под экологической опасностью понимается реальное состояние окружающей среды, которое отражает степень ее опасности для здоровья человека в данное время и не подразумевается какой-либо нормированный показатель или величина, потенциально опасные для человека.

В последнее время интерес к проблеме загрязнения ОС резко возрос. В этой связи особую значимость приобретает контроль объектов ОС, а при возникновении аварии на химически опасных объектах (ХОО) – необходимость проведения квалифицированной химической разведки.

Большое разнообразие задач химического анализа почвы, воды и воздуха приводит к использованию на практике всего арсенала методов аналитической химии, развитию и совершенствованию известных, непрерывному поиску и разработке новых.

Оружие массового поражения (ОМП) – оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. К существующим видам ОМП относятся ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие.

Ядерное оружие (ЯО) – оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер изотопов водорода (дейтерия и трития) в более тяжелые, например ядра изотопов гелия.

Химическое оружие (ХО) – это отравляющие вещества и средства их применения. Отравляющими веществами (ОВ) называются токсичные химические соединения, предназначенные для нанесения массовых поражений живой силы при боевом применении.

Бактериологическое (биологическое) оружие (БО) – это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные бактериальными (биологическими) средствами.

Важнейшей обязанностью органов управления ГОЧС является непрерывный сбор, анализ и обобщение данных по обстановке, её оценка, подготовка выводов, предложений и своевременный их доклад начальнику ГО (председателю комиссии по ЧС).

Для получения данных об обстановке используются: данные разведки всех видов, информация вышестоящих и взаимодействующих органов управления; доклады подчиненных органов управления, соединений и воинских частей, формирований ГО; донесения и сводки учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) и другие источники.

 

 

Сеть наблюдения и лабораторного контроля

гражданской обороны Республики Саха (Якутия)

 

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия) (СНЛК ГО РС (Я)) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Единой системы предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК ГО РС (Я).

Общее руководство СНЛК ГО РС (Я) возлагается на ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК ГО РС (Я) осуществляют министерства, государственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК ГО РС (Я).

Наблюдение и лабораторный контроль в Республике Саха (Якутия) организуется и проводится в целях:

своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), аварийных химически опасных веществ (АХОВ) веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и ВС с помощью технических средств.

Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).

Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АХОВ, БС и определить их вид.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет три уровня: территориальный (республиканский), местный (районный) и объектовый.

Территориальный уровень СНЛК ГО РС (Я) формируется на основе базовых учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия), решающих задачи в интересах республики. Координацию деятельности СНЛК ГО РС (Я) на республиканском уровне осуществляют Комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению противопожарной безопасности Правительства Республики Саха (Якутия) и Главное управление МЧС по Республике Саха (Якутия).

Местный уровень СНЛК ГО РС (Я) формируется на основе ведомственных лабораторий и организаций, решающих задачи в интересах одного или несколько городов и районов республики. Координацию СНЛК ГО РС (Я) на местном уровне осуществляют межрайонные центры СНЛК ГО РС (Я) на местном уровне осуществляют межрайонные центры СНЛК ГО РС (Я), а также соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.

Объектовый уровень СНЛК ГО РС (Я) состоит в основном из производственных лабораторий и постов наблюдения министерств и ведомств, производственных объединений Республики Саха (Якутия). Координацию деятельности СНЛК ГО РС (Я) на объектовом уровне осуществляет объектовые комиссии чрезвычайным ситуациями соответствующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района и города.

 

Функционирование и порядок передачи информации

учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно - промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач СНЛК ГО РС (Я), предусмотренных настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК ГО РС (Я) в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в головное учреждение СНЛК ГО РС (Я).

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК ГО РС (Я) вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением СНЛК ГО РС (Я) и закрепляются соответствующей инструкцией.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме основных задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ГО РС (Я) в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в ГУ МЧС РС (Я) и головное учреждение СНЛК ГО РС (Я).

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

 

Организация наблюдения и лабораторного контроля

Головные организации СНЛК ГО РС (Я):

- ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)»;

- ГБУ РС (Я) «Якутская республиканская ветеринарно-испытательная лаборатория»;

- ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Саха (Якутия)»;

- ГБУ «Республиканская агрохимическая проектно-изыскательная станция Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)»;

- ГБУ РС (Я) «Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга»;

- ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу» - Центр лабораторного анализа и технического измерения по Республике Саха (Якутия).

 

Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК ГО РС (Я) учреждения - выполняют следующие задачи:

определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;

осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

разрабатывают нормативно - методические документы для подчиненных подразделений СНЛК ГО РС (Я);

осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК ГО РС (Я) при проведении всех видов лабораторных исследований;

организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК ГО РС (Я).

Перечень головных учреждений СНЛК ГО РС (Я) федерального и регионального уровней по представлению министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации согласовывается с ГУ МЧС России по РС (Я).

Учреждения СНЛК ГО РС (Я) должны иметь следующий комплект документации:

- ведомственное Положение (инструкцию) о работе СНЛК ГО РС (Я);

- соответствующий штат и табель оснащения;

- план перевода учреждений с мирного на военное положение;

- план подготовки и развития учреждения СНЛК ГО РС (Я) на текущий год и на перспективу;

- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;

- функциональные обязанности специалистов учреждений;

- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

- перечень АХОВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;

- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

- инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

- инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;

- методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС, определенных Перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно - допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;

- карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;

- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

- инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;

- переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГО и чрезвычайным ситуациям.

 

Материально - техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров 
специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля


1. Оснащение учреждений СНЛК ГО РС (Я) табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также за счет местных бюджетов.

Приборы радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с табелями оснащения на военное время. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК ГО РС (Я) разрабатываются министерствами и ведомствами Российской Федерации и согласовываются с ГУ МЧС России по РС (Я).

Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайная ситуация мирного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК ГО РС (Я), используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.

Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводится по методикам, утвержденным Минздравом России, Минприроды России и Госкомсанэпиднадзором России.

Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводится по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхоза России.

Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Минприроды России и Росгидрометом.

2. Готовность учреждений СНЛК ГО РС (Я) к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК ГО РС (Я).

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. В целях совершенствования ее учреждений ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.

3. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК ГО РС (Я) представляются в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации по подчиненности, а также в ГУ МЧС России по РС (Я) и территориальные управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.

4. Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые министерствам, государственным комитетам, ведомствам, организациям и учреждениям Республики Саха (Якутия) на мероприятия гражданской обороны, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.

Основанием для истребования финансовых средств является план подготовки текущего и перспективного развития СНЛК ГО РС (Я), разрабатываемый министерствами, государственными комитетами, ведомствами, организациями и учреждениями Республики Саха (Якутия), согласованный с Комиссией по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Республики Саха (Якутия).

Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК ГО РС (Я) в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет страховых и резервных финансовых фондов, создаваемых министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах.

Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК ГО РС (Я) не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.

Ведение радиационной, химической и биологической разведки

 

Разведка является важнейшим видом обеспечения действия сил и мероприятий гражданской обороны на объекте. Она организуется и ведется в целях своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения спасательных работ в очагах поражения (заражения), районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Подразделения разведки определяют: тип ОХВ, устанавливают и обозначают границы зараженного участка и направление распространения зараженного воздуха; определяют пути подхода к объектам работ; места нахождения пораженных; изучают характер повреждения на коммунально-энергетических сетях; намечают способы и средства прекращения утечки химических веществ; определяют возможность пребывания личного состава в районе аварии без средств защиты после ликвидации заражения; докладывают обстановку начальнику, организующему ликвидацию ЧС.

 

Основными требованиями, предъявляемыми к разведке являются:

непрерывность, активность целеустремленность, своевременность и достоверность добытых разведывательных данных.

основные задачи разведки:

- в мирное время - периодическое наблюдение и лабораторный контроль за зараженностью воздуха и других объектов внешней среды; выявление обстановки в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф и наблюдение за изменениями обстановки в этих районах;

- при угрозе нападения противника - непрерывное наблюдение за изменениями воздушной и наземной обстановки;

- после применения противником оружия массового поражения - определение места, времени и вида примененного оружия; обнаружение радиоактивного, химического и бактериологического заражения, определение уровня радиации, типа и концентрации отравляющего (сильно действующего ядовитого) вещества и бактериальных средств; непрерывное наблюдение за изменениями обстановки в местах проведения спасательных работ.

Задачи радиационной и химической разведки буду выполняться штатными и нештатными постами РХР, подразделениями РХР, нештатными аварийно-спасательными формированиями ГО.

Пост радиационного и химического наблюдения состоит из наблюдателей, командира поста РАН, разведчика - дозиметриста и разведчика- химика, всего 3 человека.

основные задачи поста радиационного и химического наблюдения

- своевременно обнаружить радиационное, химическое и бактериологическое заражение и подать сигналы оповещения (радиационная опасность, химическая тревога);

- определить районы ядерных взрывов, вид, мощность взрыва и направление движения радиоактивного облака; уровня радиации, тип (группу) примененного противником ОВ в районе расположения поста;

- установить наблюдением, какие районы явились или подверглись нападению или заражению бактериальными средствами;

- контролировать изменение уровней радиации и наличие ОВ в районе наблюдения;

- вести метеорологическое наблюдение.

Наличие на местности и в воздухе радиоактивных веществ определяется с помощью приборов радиационной разведки, отравляющих веществ приборами химической разведки и внешним признакам, бактериальных средств по внешним признакам.


Оборудование
Перечень комплекта оборудования выносного поста РХБН


№п/п


Наименование оборудования


Ед.

изм.


Кол-во


1.


Прибор ДП-5В


К-т


1


2.


Прибор ВПХР


Шт.


1


3.


Метеокомплект МК-3М


К-т


1


4.


Знаки ограждения КЗО-1


К-т


1


5.


Телефон ТА-57


Шт.


1


6.


Кабель телефонный полевой П-274


Кат.


1


7.


Часы


Шт.


1


8.


Бинокль


Шт.


1


9.


Фонарь карманный светосигнальный


Шт.


1


10.


Компас


Шт.


1


11.


Командирская линейка


Шт.


1


12.


Карандаш


Шт.


1


13.


Нож перочинный


Шт.


1


14.


Резинка стирательная


Шт.


1


15.


Сигналы СХТ (для подачи сигналов оповещения)


Шт.


3


16.


Гильза со стойкой и металлической колотушкой (для подачи сигналов оповещения )


К-т


1


17.


Планшет химика-разведчика с заготовками схем ориентиров


Шт.


1


18.


Маскировочная сеть


Шт.


1


19.


Гранаты РДГ-2


Шт.


3


20.


Источники питания:

 

 


- элемент 373 (для подразделений РХБЗ)


Шт.


5


- элемент 373 (для других подразделений)


Шт.


3


- элемент КБ-1(КБС) (для подразделений РХБЗ)


Шт.


12

 


- элемент КБ-1(КБС) (для других подразделений)


Шт.


6


21.


Средства индикации:

 

 


- ИТ – 36 (для подразделений РХБЗ)


Шт.


60


- ИТ – 36 (для других подразделений)


Шт.


30


- ИТ – 44 (для подразделений РХБЗ)


Шт.


120


- ИТ – 44 (для других подразделений)


Шт.


60


- ИТ – 45 (для подразделений РХБЗ)


Шт.


60


- ИТ – 45 (для других подразделений)


Шт.


30


22.


Комплект средств защиты


К-т


по одному на каждого в/с


23.


Дозиметр


Шт.


1


24.


Документация:

 

 


- журнал РХБ наблюдения (разведки)


Шт.


1


- журнал о факте и параметрах ЯВ


Шт.


1


- журнал отбора проб


Шт.


1


- журнал метеорологических наблюдений


Шт.


1


- бланки метеодонесений


Шт.


50


- рабочая тетрадь


Шт.


1


- график проведения замеров метеообстановки в приземном слое воздуха и уровней радиации


Шт.


1


- график дежурства, занятий, отдыха личного состава поста РХБН.


Шт.


1


- методические рекомендации по организации наблюдения на постах РХБН


Шт.


1


- вкладыши зон А, Б, В, Г , химического и биологического заражения


К-т


2


- формализованный бланк приказа старшего поста РХБН на проведение РХБ наблюдения


Шт.


5


- технические описания и формуляры приборов РХР


К-т


1


- переговорные таблицы


К-т


1


25.


Документация, размещаемая на крышках ящика для размещения оборудования:

 

 


- таблица сигналов оповещения


Шт.


1


- инструкция старшего поста РХБН


Шт.


1


- инструкция наблюдателя поста РХБН


Шт.


1


- схема ориентиров


Шт.


1


- инструкции "Способы частичной специальной обработки", правила пользования ИПП-8, ИДПС-69, ТДП, ИДК-1"


Шт.


1


- инструкция «Разведывательные признаки применения противником ядерного, химического и биологического оружия»


Шт.


1


- инструкция «Боевые свойства ЯО и ОВ, признаки поражения и меры защиты»

 

 


- порядок работы с приборами ДП-5В, ВПХР, МК-3М


Шт.


1


26.


Ящик для размещения оборудования


Шт.


1


27.


Патроны (ракеты) осветительные


Шт.


3


28


Сеть маскировочная


К-т.


1



Примечание: Выносной комплект поста РХБН целесообразно оборудовать в деревянном ящике размером 100 х 60 х 30 см или используя ящики из-под ДК-4 или ПХЛ-54.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
применения противником оружия массового поражения
1. Химическое оружие
А. Признаки подготовки противника к применению химического оружия:

​ подвоз и сосредоточение боеприпасов серого цвета под усиленной охраной со средствами защиты на огневые позиции, аэродромы;

​ складирование боеприпасов отдельно от размещения войск с подветренной стороны;

​ тренировка по сигналам оповещения;

​ тренировка в пользовании средствами защиты;

​ эвакуация местного населения;

​ выдача новых образцов средств защиты личному составу;

​ установка в убежищах фильтровентиляционных агрегатов;

​ усиление наблюдения и разведки;

​ подвоз дегазирующих средств;

​ подготовка дегазационных комплектов;

​ наличие в данном районе обслуживающего персонала определенных военно-учетных специальностей;

​ развертывание лабораторий с подопытными животными.

Б. Признаки применения химического оружия:
Признаки применения зарина:

​ короткий (15-30 сек.) массированный огневой налет, серия бомб, разрывы кассет после пролета авиации, одновременный взрыв большого количества боеприпасов в течение 2-3 секунд (ХБЧ ракеты до 300-400 боеприпасов);

​ глухие взрывы на земле, быстро исчезающие голубоватые облака пара (тумана) после взрыва;

​ показания ИТ-44 (красное кольцо и точка);

​ наличие осколков, окрашенных: внутри черным, снаружи серым цветом, со следами маркировки зеленого цвета;

​ появление у личного состава признаков поражения: боль в груди, миоз, судороги.

Признаки применения Vx (Ви-Икс):

​ длительные огневые налеты ствольной и залпы реактивной артиллерии с воздушными разрывами;

​ поливка из ВАП;

​ показания ИТ-44 (красное кольцо и точка);

​ появление сине-зеленых пятен на индикаторной пленке АП-1;

​ появление у личного состава признаков поражения: миоз, мышечное подергивание, затруднение дыхания, судороги, паралич.

Признаки применения Xr (Икс-Ар)

​ одновременный взрыв большого количества сферических бомб;

​ появление у л/с признаков поражения: слабость, сухость во рту, рвота, расстройство зрения и речи, остановка дыхания.


Зрительно можно обнаружить:

​ появление характерного облака газа, дыма или тумана, образующегося в местах разрывов авиационных бомб, артиллерийских снарядов и мин;

​ наличие маслянистых капель, пятен, клякс, лужиц на местности или вблизи воронок разорвавшихся бомб, снарядов и мин;

​ наличие участков местности с увядающей растительностью или растительностью, изменившей свою естественную окраску (побурение зеленых частей растений, посинение красных цветков и ягод и т.д.) под воздействием ОВ.

На слух можно отличить:

​ снаряды с малым разрывным зарядом (для применения низкокипящих ОВ с температурой кипения от 80 до 100оС) - звук разрыва этих снарядов глухой, осколочное действие незначительное; снаряды (мины) с большим разрывным зарядом (для применения ОВ с высокой температурой кипения) - разрываются с резким звуком, похожим на звук разрыва фугасного снаряда.

​ Запах многих ОВ ощущается в концентрациях, не представляющих опасности при кратковременном пребывании в зараженной атмосфере без средств защиты.

2. Биологическое оружие

​ Признаки применения биологического оружия:

​ отсутствие отравляющих веществ в районе, где были слышны глухие разрывы снарядов, бомб, ракет и образования движущегося по ветру облака в местах применения;

​ наличие порошкообразных веществ и капель жидкости на почве и растительности в местах разрывов;

​ сбрасывание контейнеров и различных предметов с самолетов противника и наличие в местах их падения насекомых;

​ заболевание среди местного населения;

​ заболевание и падеж животных, а так же скопление насекомых и грызунов, необычных для данной местности.

3. Ядерное оружие

Признаки подготовки противника к применению ядерного оружия:

​ перевозка под усиленной охраной ракет, бомб, снарядов, мин и фугасов с маркировкой, принятой для ядерных боеприпасов, или с ранее не встречавшейся маркировкой, подвоз их на склады, аэродромы, стартовые и огневые позиции;

​ появление на аэродромах изолированных стоянок для отдельных самолетов и новых категорий технического состава;

​ введение усиленной наземной охраны и противовоздушной обороны отдельных районов, а также ограничений на передвижение местного населения и войск в этих районах;

​ усиление инженерного оборудования позиций и районов, отвод подразделений с переднего края;

​ пролет в воздухе радиозондов противника для получения метеоданных;

​ появление вспышки и зарева (ночью), раскатистого звука от пуска ракет;

​ появление светящейся трассы и инверсионного следа ракеты;

​ наличие признаков колодцев для установки ядерных фугасов:

​ колодцы могут быть оборудованы в дефиле, на узлах дорог, горных проходах, на перевалах, вблизи крупных искусственных сооружений;

​ следы работ (взрыхленность и неоднородность грунта, нарушение однообразного цвета растительности или снежного покрова);

​ наличие запретных охраняемых зон;

​ установка проволочных заграждений, противопехотных, противотанковых мин и мин-сюрпризов в местах возможной установки ядерных фугасов;

​ прокладка кабельных линий к колодцам и оборудование пунктов управления взрывами;

​ наличие на местности колодцев, шурфов, антенных устройств, отдельных элементов укупорки и других характерных предметов.

Подготовка приборов поста РХБН к работе

I.​ Войсковой прибор химической разведки (ВПХР):

Норматив №11 «Определение ОВ в воздухе»

Исходное положение (при температуре воздуха выше 15ºС):

​ Прибор исправен, в комплекте, приготовлен к работе, расположен на груди.

​ Крышка корпуса закрыта.

СИЗ в боевом положении.
Порядок выполнения норматива:

1.​ Определение наличия ФОВ в опасных концентрациях в воздухе (работа с ИТ-44)

​ взять 2-е ИТ-44 с маркировкой (красное кольцо и точка);

​ вскрыть их с обеих концов, начиная с немаркированного;

​ разбить в обеих трубках верхние ампулы, штырем на насосе (красное кольцо и точка);

​ взять ИТ за маркированные концы, встряхнуть 2-3 раза;

​ вставить опытную трубку в насос и прокачать пять раз.

​ разбить 2-ую ампулу в опытной трубке;

​ встряхнуть 2-3 раза, сразу взять контрольную ампулу и разбить 2-ую ампулу;

​ встряхнуть 2 раза;

​ наблюдать за началом изменения окраски опытной и контрольной трубок.


От малиновой до желтой.

ОДНОВРЕМЕННО – ФОВ отсутствует в опасных концентрациях

КОНТРОЛЬНАЯ быстрее, чем ОПЫТНАЯ – ФОВ в опасных концентрациях

ОПЫТНАЯ быстрее КОНТРОЛЬНОЙ – пары кислого характера

2. Определение наличия не стойких ОВ в воздухе (фосген, дифосген, хлорциан, синильная кислота) (работа с ИТ-45- три зеленых кольца);

​ вскрыть ИТ с обеих концов, начиная с немаркированного;

​ разбить ампулу, штырем на насосе (три зеленых кольца);

​ взять ИТ за маркированный конец, встряхнуть 2-3 раза;

​ вставить трубку в насос и прокачать десять раз;

​ сравнить окраску наполнителя с окраской на этикетке кассеты.

3. Определение наличия иприта (ИТ-36 – желтое кольцо)

​ вскрыть ИТ с обеих концов;

​ вставить в насос и прокачать шестьдесят раз;

​ выдержать минуту;

​ сравнить окраску наполнителя с окраской на этикетке кассеты.

 

Контакты

101 или 112
Единый телефон пожарных и спасателей
(4112) 508-402, 507-740
Телефон приемной Главного управления
8 (4112) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@14.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)