5 мая в России отмечали свой профессиональный праздник водолазы. Профессия достаточно необычная для рядового человека. Как люди выбирают эту службу и что она из себя представляет, рассказал Алексей БУБЛЕЙ, спасатель второго класса Якутского поисково-спасательного отряда МЧС России по Якутии.
— Алексей, в чем заключается ваша работа?
— Работа водолаза в структуре МЧС связана в первую очередь с подъемом тел пострадавших из водоемов, во вторую — это очистка гидротехнических сооружений, которые находятся под водой, подъем автотранспорта, установка под водой металлоконструкций. В общем, всё, что связано с работой под водой.
— В купели во время Крещения вы тоже дежурите?
— Да, конечно. Обеспечиваем безопасность населения.
— Бывали случаи, когда приходилось кого-то вытаскивать из воды?
— Это происходит регулярно. Низкая температура воды (а некоторые умудряются совмещать это мероприятие с алкоголем) может привести к повышению давления. Людям становится дурно, и их приходится срочно вытаскивать из воды. Каждую купель это обыденное дело.
— Что самое сложное в работе?
— Само погружение под воду. Ты спускаешься в полную неизвестность. Вода мутная, ничего не видно, передвигаемся на ощупь. На пути могут ждать металлоконструкции, утопленные деревья, корни — и на всё это можно напороться.
— И как вы работаете, если ничего не видно?
— К водолазу при погружении привязывается страховочный конец, он же сигнальный. По нему сверху определенными сигналами водолаза направляют. И так он ориентируется под водой. Допустим, дернули один раз и два раза потрясли — это значит, что надо двигаться влево. И человек понимает, куда идти. Подают сигнал остановиться и идти прямо — идешь прямо. Всё зависит от грамотности действий обеспечивающего, который находится на поверхности. Он должен направить водолаза в тот участок, где предположительно находится утонувший предмет.
— А наверху направляет такой же водолаз, как и внизу?
— Обязательно. Руководитель спуска назначает обеспечивающего и работающего водолаза. Когда водолаз находится под водой, наверху находятся руководитель спусков, обеспечивающий водолаз и страхующий — тот, кто готов прийти на помощь. То есть он сидит полностью одетый в снаряжение.
— Как часто случаются нештатные ситуации?
— На моей практике, слава богу, таких ситуаций не происходило, но на занятиях мы их отрабатываем.
— Сколько весит ваше снаряжение и из чего состоит?
— По сезону. Есть гидрокостюмы мокрого типа и сухого. Летом, как правило, работаем в легких неопреновых. Далее баллон со сжатым воздухом, жилет-компенсатор, маска, ласты, груз на пояс. Груз подбирается индивидуально, исходя из собственной плавучести, чтобы погрузиться и тебя не выталкивало на поверхность — примерно от 10 до 16 килограммов. И обязательно страховочный трос.
— На какое время работы хватает баллона с воздухом?
— Всё зависит от индивидуальных качеств человека, как он потребляет воздух и какой фронт работы выполняет. Если выполняешь легкую работу, например, подъем предмета под водой, в среднем хватает где-то на час. При работе в тяжелом водолазном снаряжении подача воздуха идет сверху. К костюму подсоединен шланг КШС (кабель-шланговая связка), и по нему поступает воздух. Если глубина небольшая и работаешь не по режиму декомпрессии, то можно провести три-четыре часа под водой.
— Как глубоко вы погружаетесь?
— В Якутии глубины в среднем около 12–15 метров, не более. Когда выезжаем на Дальневосточные водолазные сборы, там погружаемся до сорока метров.
— Есть ограничения по температурному режиму, когда нельзя погружаться? На Севере живем.
— Как таковых нет. Но при отрицательных температурах на месте должна быть обеспечена теплая палатка, где водолаз одевается и прямо там погружается под воду.
— Зачем вы погружались зимой?
— На моей практике два года назад был случай, когда на переправе Хатассы — Якутск затонул грузовик, и там было два погибших. Лично туда спускался, производил подъем тел. На улице как раз было около -50.
— Сколько вы в профессии?
— В Якутском поисковоспасательным отряде работаю с 2011 года. Когда учился в школе, у нас был создан класс МЧС. Мы ездили на различные соревнования. Познакомился с действующими сотрудниками МЧС, которые нас сопровождали в поездках, готовили и тренировали по спасательному делу. В 2010 году ушел в армию, а когда вернулся, у меня не было раздумий, где я хочу работать. Пришел устраиваться, и было единственное вакантное место водолаза. Так и попал.
— Сколько нужно учиться водолазному делу?
— Первоначальное обучение длится два месяца, и потом уже повышаешься по разрядам. Получаешь четвертый, пятый и т. д. разряд. В общей сложности их семь. Если взять всю мою учебу и совместить спасательно-водолазные, то выйдет около полугода.
— Какой у вас сейчас разряд?
— Я водолаз пятого разряда, спасатель второго класса. В первую очередь мы считаемся не водолазами, а спасателями. Ты спасатель, а потом уже всё остальное.
— Сколько длится смена?
— Сутки через четверо, но можно не отдыхать, а сдать смену и на следующий день уехать в командировку. Либо, если что-то случилось по республике, уехать прямо с работы. Для этого у нас всегда готово снаряжение, продукты и всё, чтобы немедленно убыть к месту происшествия.
— Вы так, поди, всю республику объездили?
— Да, благодаря работе покатался, посмотрел.
— С чем в основном связаны командировки?
— Если брать то, что связано с водолазной работой, то это, как правило, поиски и подъем тел пострадавших. А так, повторюсь, мы в первую очередь спасатели. В составе дежурной смены выезжаем на ликвидацию ДТП, паводков, достаем с помощью альпинистского снаряжения людей со всевозможных конструкций и т. д. Профессиональный спасатель должен иметь не менее трех специальностей. Если хочешь стать спасателем третьего класса, то не менее четырех. Я спасатель второго класса и должен владеть не менее пяти специальностями. У меня их больше. Плох тот профессионал, который деградирует и не старается развиваться.
— Какие у вас профессии?
— Первая самая элементарная — водитель; затем — альпинист второй и третьей группы безопасности, водолаз пятого разряда, оператор БПЛА (беспилотных летательных аппаратов), газодымозащитник, стропальщик и т. д.
— Когда начинается самая горячая пора в работе?
— С прохождения весеннего половодья. Как раз уже сейчас и начинается. Первые группы уже улетели в Ленск. Мы сейчас находимся в двухчасовой готовности на выезд на помощь либо своим коллегам, либо в какой-то другой район, где потребуется. Так что с середины мая, все лето и до сентября, как раз пока идет пожароопасный сезон.
— Психологически тяжело доставать погибших из воды. Как вы с этим справляетесь?
— Когда идет обучение, мы проходим курсы психологической подготовки. Это занимает около двухсот часов. Нам объясняют, как справляться самим в таких ситуациях, как вести себя с людьми в стрессовых ситуациях.
Как бы цинично это ни звучало, но перед погружением имеет место быть и юмор, чтобы помочь психологически человеку расслабиться. Если все будут сидеть с напряженными лицами, на душе будет тревога. Когда атмосфера разряжается, то настраиваешься на погружение и работу. Даже психологи считают это правильным решением.
Психология в нашей работе тоже есть. Сами по себе развиваемся, когда находимся в составе дежурной смены, пишем конспекты. Если хочешь быть хорошим спасателем, всегда надо учиться.
— Вы каждый раз доверяете свою жизнь коллегам, а они вам. Каково это?
— Коллектив спасателей должен быть слаженный. Все друг друга должны и уважать, и поддерживать, иначе не получится нормально работающей единицы. Если в коллективе будут агрессивные, вспыльчивые люди, это плохо. Особенно в командировке. Будет накаляться атмосфера. На примере нашего коллектива скажу, что он очень сплоченный и
дружный. У нас никогда не бывает межличностных конфликтов. Даже если атмосфера начинает напрягаться, найдется тот человек, который шуткой разбавит всё это и сведет конфликт на нет.
— Что еще входит в вашу работу?
— Выезжаем на пожары зданий, обеспечиваем доступ пожарным, эвакуируем людей. Недавно в микрорайоне ДСК из колодца доставали человека. Как раз я руководил работами. Один из спасателей с помощью альпинистского снаряжения спустился, надел на пострадавшего обвязку, и потом уже пострадавшего вместе со спасателем извлекли из колодца. Иногда работаем за пределами республики. В 2013 году выезжали на паводок в Амурскую область.
— Вы перенесли время интервью, потому что вас вызвали на работу. Что случилось?
— Готовимся к паводку.
— Вы считаете себя хорошим спасателем?
— Сам себя хвалить не буду, это коллеги могут сказать.
— Если бы сказали выбрать другую специальность, что бы выбрали?
— Я еще со школы определился, кем хочу стать. Поставил себе цель, пришел к ней и развиваюсь дальше только в этом направлении.
Беседовала Виктория БУШУЕВА