Характеристика субъекта

Краткая характеристика Республики Саха (Якутия)


Республика Саха (Якутия) образована 27 апреля 1922 года как Якутская АССР в составе РСФСР и СССР. Общая площадь территории области составляет 3083,5 тыс. кв. км. Численность населения - 981 971 чел. Плотность населения – 0,32 чел. на кв. км.

На территории республики проходит Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) – железная дорога, связывающая Трансибирскую магистраль (Трансиб) и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) с Якутией. Протяженность магистрали 767 км.

Общая протяженность автомобильных дорог в республике составляет 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием - 7,6 тыс. км.

На территории Якутии размещено три аэропорта государственного значения (Якутск, Тикси, Чокурдах), всего 32 аэродромов местных воздушных линий и 195 посадочных площадок. Взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием оборудованы в девяти аэропортах: Якутск, Мирный, Тикси, Чокурдах, Черский, Вилюйск, Чульман, Алдан, Полярный.

Сеть водного транспорта республики составляют пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский и Зеленомысский) и морской арктический порт - ОАО «Тиксинский морской порт».

Трубопроводный транспорт на территории Якутии представлен трубопроводами как федерального, так и локального республиканского значения.

Местоположение

Республика Саха́ (Яку́тия) входит в состав Дальневосточного федерального округа, расположена в северо-восточной части Сибири.

На востоке граничит с Чукотским автономным округом, Магаданской областью, Хабаровским краем.

На юге граничит с Амурской областью, Забайкальским краем. На западе граничит с Иркутской областью, Красноярским краем. Северная граница республики проходит по побережью море Лаптевых, включая в себя Новосибирские острова. Более 40 % территории Якутии находится за Северным полярным кругом. Протяжённость республики с севера на юг – 2800 км, с запада на восток – 2500 км.

Территория

Общая площадь континентальной и островной (Ляховские, Анжу и Де-Лонга, входящие в состав Новосибирских островов Северного Ледовитого океана) территории Якутии составляет 3103,2 тыс. кв. км.

Якутия характеризуется многообразием природных условий и ресурсов, что обусловлено физико-географическим положением её территории. Большую часть занимают горы и плоскогорья, на долю которых приходится более ⅔ её поверхности, и лишь ⅓ расположена на низменности. Самая высокая точка - гора Победа (3147 м, по другим данным 3003 м, находится на хребте Черского) или Мус-Хая (2959 м, по другим данным 3011 м, находится на хребте Сунтар-Хаята). В Якутии также расположен Верхоянский хребет.

Западную часть Якутии занимает одно из крупнейших плоскогорий - Среднесибирское.

Крупнейшие низменности: Центральноякутская, Колымская, восточная часть Северо-Сибирской низменности.

Якутия — один из наиболее речных (700 тыс. рек и речек) и озёрных (свыше 800 тыс.) регионов России. Общая протяжённость всех её рек составляет около 2 млн км, а их потенциальные гидроэнергоресурсы оцениваются почти в 700 млрд кВтч в год. Крупнейшие судоходные реки: Лена (длина — 4400 км), Вилюй (2650 км), Оленёк (2292 км), Алдан (2273 км), Колыма (2129 км), Индигирка (1726 км), Олёкма (1436 км), Анабар (939 км) и Яна (872 км).

На территории республики находятся крупные озёра - Бустах, Лабынкыр и др.

Большая часть территории Саха (Якутии) расположена в зоне средней тайги, которая к северу сменяется зонами лесотундры и тундры. Почвы преимущественно мерзлотно-таёжные, дерново-лесные, аллювиально-луговые, горно-лесные и тундро-глеевые. Леса занимают около 4/5 территории. В долинах рек и аласах распространены луга. На побережье и вершинах гор - кустарниковая травянистая растительность и лишайники.

Климат и часовые пояса

Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Апрель и октябрь в Якутии — зимние месяцы. Разница температур самого холодного месяца — января и самого тёплого — июля составляет 70—75 градусов. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах — котловинах, впадинах и других понижениях до −70 °C) и по суммарной продолжительности периода с отрицательной температурой (от 6,5 до 9 месяцев в год) республика не имеет аналогов в Северном полушарии. Абсолютный минимум температуры практически везде в республике ниже −50 градусов.

На территории Якутии применяется время трёх часовых поясов. Западная и центральная часть, крупные населённые пункты Якутск, Нерюнгри, Мирный, Хандыга находятся в часовой зоне МСК+6 (UTC+9). Верхоянский район, Оймяконский и Усть-Янский улусы (районы) — МСК+7 (UTC+10). Восточная часть, бассейны рек Индигирки и Колымы — Абыйский, Аллаиховский и Среднеколымский улусы (районы), Верхнеколымский, Момский и Нижнеколымский районы — МСК+8 (UTC+11). Связано это с достаточно северным расположением республики, где длина дуги параллели на 1 градус долготы составляет всего 40-50 километров (разница в местном солнечном времени на 1 час соответствует 600—750 километрам), а протяженность республики с запада на восток составляет почти 2000 километров.

Административно-территориальное деление и население

Республика включает в себя 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа. В состав муниципальных районов в свою очередь входят городские и сельские поселения (наслеги), общее число наслегов составляет 364, в том числе 31 национальный. Административный центр республики – г. Якутск с населением 322,9 тыс. человек.

Численность населения республики, по данным Госкомстата России, составляет 981 971 чел. Плотность населения - 0.32 чел./кв.км. Является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации. Городское население - 65.45 % (627752). Большая часть населения сосредоточена в городах Якутск, Нерюнгри, Мирный, Ленск и Алдан.

Основные народы, проживающие на территории республики: якуты – 45.5%, русские – 41.2%, украинцы – 3.6%, эвенки – 1.9%, эвены - 1.2%. другие национальности - 6.6%.

Столица Республики Саха (Якутия) - г. Якутск.

ТРАНСПОРТ

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт в Якутии - одна из важнейших составляющих частей транспортной системы республики. Начало железнодорожному транспорту в Якутии было положено в 1976 г., когда её границу пересёк путеукладчик строящегося Малого БАМа (Тында - Нерюнгри). Через территорию республики проходит Амуро-Якутская железнодорожная магистраль. Протяженность магистрали 767 км. Пассажирское движение на участке Беркакит - Нижний - Бестях запущено 2020 году.

 В юго-восточной Якутии завершено строительство тупиковой железнодорожной линии Улак - Эльга, соединяющей БАМ с Эльгинским угольным месторождением.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт также играет очень важную роль для республики, так как, при крайне недостаточном развитии железных дорог, автодороги зачастую являются единственными наземными путями сообщения. Автотранспорт в Якутии развит достаточно хорошо. Его главная уязвимая черта — опять-таки сезонность, так как в республике крайне мало хороших круглогодичных дорог, и большая часть грузоперевозок ведётся по зимникам.

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами - автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием - 7,6 тыс. км. Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 16 улусов (районов) из 35.

Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования.

Основные автодороги Якутии:

- А360 «Лена»; Большой Невер - Якутск (Нижний Бестях) («автомобильный АЯМ»), круглогодичная, в основном с гравийным покрытием;

- Р504 «Колыма»; Якутск (Нижний Бестях) - Магадан, круглогодичная, гравийное покрытие, отсутствует мост через Алдан;

- А331 Федеральная автодорога «Вилюй»; Якутск - Мирный, условно круглогодичная, гравийное, грунтовое покрытие, не хватает мостов через многие реки, в летнее время некоторые участки превращаются в болото; см. также Вилюйский тракт;

- автодороги республиканского и муниципального значения.

Воздушный транспорт

Авиационный транспорт остаётся основным круглогодичным пассажирским видом транспорта в республике. На долю авиации здесь приходится около 65 % пассажирооборота. Авиация широко используется не только в перевозках пассажиров на дальние расстояния, но также в перевозках на относительно короткие расстояния - во внутрирайонных и межрайонных республиканских сообщениях.

На территории Якутии размещено три аэропорта государственного значения (Якутск, Тикси, Чокурдах), 32 аэродромов (включая неиспользуемые) местных воздушных линий и 195 посадочных площадок. Взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием оборудованы в девяти аэропортах: Якутск, Мирный, Тикси, Чокурдах, Черский, Вилюйск, Чульман, Алдан, Полярный. Большинство аэропортов в настоящее время находятся либо в критическом состоянии, либо в стадии прекращения своего существования. В ближайшее время намечается закрыть ряд аэропортов, в то же время реконструировать 16 аэропортов, в восьми из них построить новые здания и сооружения.

После развала советского монополиста - компании «Аэрофлот» - в Якутии постепенно оформились три основные авиакомпании: «Якутия», «Полярные авиалинии» и МАП АК «Алроса». Авиакомпания «Якутия» - основная, единая межрегиональная авиакомпания; её главной целью является авиасообщение Якутии с Москвой, другими крупными городами и курортами России, ближнего и отчасти дальнего зарубежья. Авиакомпания «Полярные авиалинии» (единая внутрирегиональная) специализируется на авиаперевозках внутри республики. Мирнинское авиапредприятие «Алроса» главной своей задачей считает обеспечение развития западно-якутского алмазодобывающего кластера экономики и его связи с Якутском, Москвой и другими городами и центрами.

Водный транспорт

Водный транспорт - на сегодняшний день основной вид транспорта в республике, играет очень большую роль в обеспечении северного завоза. Именно во время короткой северной навигации, длительность которой составляет примерно 4,5 месяца (с начала июня по середину октября), происходит основной завоз грузов как в республику, так и внутри неё.

Протяжённость эксплуатируемых водных путей на её территории составляет 21,8 тыс. км, из них на обслуживаемые пути приходится 13,6 тыс. км. Якутия обладает разветвлённой сетью водных путей сообщения: участок Северного морского пути; через всю её территорию протекает р. Лена - главная водная магистраль с притоками рр. Алдан и Вилюй; в северной части республики - реки Анабар, Оленёк, Яна, Индигирка и Колыма.

Сеть водного транспорта республики составляют пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский) и морской арктический порт - ОАО «Тиксинский морской порт».

Морской транспорт обслуживает 12 арктических улусов — от Хатангского залива до пункта Певек, а также районы Чукотки. Особенностью СМП как водной транспортной магистрали является его ледовитость и краткость навигационного периода (40-70 дней). Всё это обуславливает необходимость специального технического оснащения магистрали и особую организацию плавания (строительство ледоколов, использование воздушного флота для ледовой разведки, создание специальной метеослужбы, средств навигационного слежения и т. д.). Главный морской порт республики — Тикси.

Главным водным перевозчиком в республике является ОАО «Ленское объединённое речное пароходство» (ЛОРП) — одно из ведущих транспортно-производственных предприятий не только Республики Саха (Якутия), но и северо-востока страны в целом, внесённое в список системообразующих предприятий России и перечень стратегических предприятий Якутии.

Кроме ЛОРПа, в транспортном комплексе республики оперируют другие юридические лица — водные перевозчики, такие как «Арктическое морское пароходство», «Колымская судоходная компания», «Янское речное пароходство», ХК «Якутский речной порт» с дочерними предприятиями «Судоходная компания „Якутск“», «Судоходная компания „Вилюй“», «Пассажирское райуправление», а также судоходная компания «АЛРОСА — Лена», являющаяся дочерним обществом ОАО «АЛРОСА».

В воднотранспортном комплексе республики в перевозках также участвуют судоходные компании, базирующиеся в других регионах России. Из Иркутской области: ООО «Верхнеленское речное пароходство» (линия Осетрово — Ленск), ОАО «Киренская РЭБ флота», ОАО «Алексеевская РЭБ флота» и ОАО «Осетровский речной порт». Из Мурманской области: ОАО «Мурманское морское пароходство». Из Владивостока: ЗАО «РИМСКО» (завоз Северным морским путём).

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт в Якутии играет большую роль в обеспечении населения и предприятий дешёвым топливом, имеет большое стратегическое значение для обеспечения жизнедеятельности на Севере и для внешней торговли и экономических связей.

Трубопроводный транспорт на территории Якутии представлен трубопроводами как федерального, так и локального республиканского значения.

федерального значения:

• нефтепроводом Восточная Сибирь — Тихий океан. В Якутии он проходит через Талаканское нефтяное месторождение, Ленск, Олёкминск, Алдан, Нерюнгри и имеет семь нефтеперекачивающих станций на её территории. Как известно из истории строительства трубопровода ВСТО, ранее планировался другой (южный) вариант прокладки, но в конечном счёте было решено остановиться на нынешнем варианте трассы, так как он даёт возможность на будущее привлечь мощности Талаканского, Верхнечонского, Чаяндинского, Среднеботуобинского и других нефтегазовых месторождений Иркутской области и Якутии. 4 октября 2008 года был осуществлён запуск в эксплуатацию в реверсном режиме части ВСТО от Талаканского месторождения до Тайшета длиной 1105 км, что позволяет осуществлять поставку нефти на Ангарский нефтехимический комбинат. По состоянию на осень 2008 года ежемесячная добыча нефти на месторождении составляет около 120 тыс. тонн.

республиканского значения:

• системой газопроводов из Лено-Вилюйской газоносной провинции в центральную Якутию: газопроводы Тас-Тумус — Берге — Якутск — Мохсоголлох и Кысыл-Сыр — Мастах — Берге — Якутск, снабжающие Якутск газом Усть-Вилюйского, Мастахского и Средневилюйского газовых месторождений с многочисленными ответвлениями к другим населённым пунктам Кобяйского и Вилюйского улусов; газопровод Мастах — Берге — Якутск имеет выход по дну Лены на правый берег для газоснабжения заречных улусов;

• газопровод Вилюйск — Ленск из Средневилюйского месторождения;

• нефтепровод Талакан — Витим со Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения.

По местным трубопроводам ежегодно перекачивается порядка 1500 млн кубометров газа и 50 тыс. тонн нефти. Особенностью магистральной газопроводной системы республики является то, что она состоит из двух локальных подсистем — Центрального и Западного региона. Обе подсистемы работают технологически независимо друг от друга. В эксплуатации находятся 4047 км газопроводов и 110 км нефтепроводов (не считая федеральных).

Столица республики была газифицирована в 1967 году, когда было завершено строительство первого магистрального газопровода Тас-Тумус — Якутск.

Промышленный потенциал и сельское хозяйство

В 1950-е и последующие годы в связи с открытием алмазоносных месторождений на западе республики была создана и существует и сегодня очень мощная алмазодобывающая промышленная инфраструктура Республики Саха и Российской Федерации.

Промышленность Якутии ориентирована на добычу и обогащение и сырья, республика богата природными ресурсами. На территории Якутии находится крупнейшее в стране Эльконское урановое месторождение с разведанными запасами около 344 тысяч тонн.

С 2011 года начата отгрузка угля с крупнейшего в России Эльгинского угольного месторождения.

Основные секторы промышленности:

- добывающая (алмазо-, золото, нефте-, газо-, угле- и другие полезные ископаемые);

- перерабатывающая (гранильная, ювелирная, нефте-газоперерабатывающая, деревообрабатывающая, производство строительных материалов и др.);

- топливно-энергетический комплекс (производство энергоносителей);

- лесная;

- машиноремонт;

- лёгкая промышленность (кожевенно-обувная и др.);

- пищевая промышленность.

Сельское хозяйство:

• мясо-молочное животноводство

• коневодство

• оленеводство

• овощеводство, картофелеводство

• пушно-меховое

• рыбный промысел

• сбор ягод и даров природы

Потенциально-опасные объекты:

В республике размещено всего 92 объекта, в том числе: 19 взрывоопасных, 24 пожароопасных, 26 взрыво-пожароопасных объекта, 1 объект массовым пребыванием людей; 1 объект инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, 1 уникальный объект (мост через р. Алдан), 1 морской порт (пгт. Тикси), 4 электростанции мощностью 150 МВт и более и 15 ГТС.

Наиболее важные объекты:

каскад Вилюйских ГЭС-1,2;

Светлинская ГЭС;

магистральный газопровод Мастах-Бэргэ, Таас-Тумус-Якутск-Покровск;

магистральный нефтепровод ВСТО; Нерюнгринская ГРЭС.

На территории Республики Саха (Якутия) возможны следующие риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера:

- природные и техногенные пожары;

- снеговые нагрузки;

- снежные заносы;

- землетрясения;

- заторы и зажоры;

- наводнения;

- на системах энергоснабжения;

- на системах теплоснабжения;

- на автомобильном транспорте;

- на водном транспорте;

- на железнодорожном транспорте;

- на авиационном транспорте;

- на объектах ЖКХ;

- на объектах газовой промышленности;

- на объектах нефтяной промышленности;

- на ГТС.