Беспилотники в МЧС России начали применяться около десяти лет назад. Сегодня разведка с воздуха существенно облегчает работу спасателей. На примере борьбы с природными стихиями в Якутии с помощью беспилотных технологий, поведал Гавриил Новгородов, начальник группы организации и контроля применения беспилотных авиационных систем Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия).
- Гавриил Петрович, когда было создано ваше подразделение? Какие навыки требуются от внешних пилотов? Есть ли специалисты по управлению БАС (беспилотные авиационные системы) в других подразделениях Главного управления?
- Новое подразделение в региональном управлении МЧС России было создано в 2020 году. На сегодняшний день функционируют три подразделения беспилотной авиации: группа организации и контроля применения беспилотных авиационных систем самого управления, группа применения БАС в составе Центра управления в кризисных ситуациях, а также группа роботехнических средств и БАС в специализированной пожарно-спасательной части.
С учетом обширных территорий и слаборазвитой дорожной сети Якутии, в перспективе штатные группы применения БАС могут появиться в пожарно-спасательных отрядах ФПС ГПС, соответствующее предложение направлено в проект Концепции развития и применения беспилотных авиационных систем в МЧС России до 2033 года.
Весь личный состав подразделений беспилотной авиации состоит из шести человек. У всех высшее техническое образование. Профессиональную переподготовку по специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» мы прошли в Академии гражданской защиты МЧС России. Методическое руководство эксплуатацией и применением БАС в МЧС России осуществляет Управление авиации и авиационно-спасательных технологий. А в Главном управлении МЧС России по региону нашу работу курирует Алексеев Станислав, заместитель начальника Главного управления (по антикризисному управлению).
- Ежегодно 9 февраля в России отмечается День работника гражданской авиации. Вас можно поздравить с этой датой? С кем из данной отрасли чаще всего взаимодействует ваше подразделение?
- В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, авиация МЧС России, в том числе и беспилотная авиация относится к государственной авиации специального назначения. В тесном взаимодействии мы работаем с республиканскими авиакомпаниями, такими как АО АК «Полярные авиалинии», ООО ПКАП «Дельта К» и АК «АЛРОСА». Во время весеннего половодья сопровождаем ледоход на реках республики, это воздушная разведка, мониторинг ледовой обстановки, проведение взрывных работ по ликвидации ледовых заторов. Межведомственные оперативные группы летают в Ленский, Олекминский, Алданский, Томпонский, Кобяйский и Колымо-Индигирскую группу районов.
Пользуясь случаем, поздравляю ребят с профессиональным праздником! Желаю, чтобы результаты их тяжелой и по-настоящему рискованной работы оценивались всегда по достоинству!
- Кстати, о ЧС. Республика отличается резко континентальным климатом и огромной территорией. Якутию то и дело одолевают лесные пожары и половодье. Кроме того, достаточно часто в регионе теряются люди в тайге и акваториях. Расскажите, каково вам пришлось в прошлом году?
- В 2022 году подразделения беспилотной авиации Главного управления выполнили всего около 400 полетов. Наши внешние пилоты выезжали в составе оперативных групп Главного управления на различные ЧС. Весной в период паводка выезжали в улусы в составе оперативных групп «Лена», «Алдан» и «Колыма». В пожароопасный сезон совместно с инспекторами управления надзорной деятельности вылетали на мониторинг пожароопасной обстановки, также были вылеты в составе аэромобильной группировки Главного управления на тушение природных пожаров, в том числе и в село Арылах Мирнинского района, где пожар вплотную подошел к селу. Работали в Верхоянском районе, где дождевым паводком были затоплены несколько населенных пунктов.
- Конечно же, качество работы зависит не только от квалификации специалистов, но и от техники. Какие модели дронов у вас на вооружении? Сколько и чего еще хочется приобрести для «воздушного парка» подразделения?
- В данное время мы пользуемся беспилотными авиационными системами вертолетного типа малого класса (до 30 кг.), ближнего действия (до 100 км). Это многофункциональная беспилотная система Инспаер-1 с тепловизором и видеокамерой, а также Фантом-4 с видеокамерой. У таких малых аппаратов свои минусы, например по руководству летной эксплуатации их нельзя применять при ветре со скоростью 10 м/с и выше, также при температуре ниже -15°С. И радиус при практическом применении небольшая. Беспилотников самолетного типа у нас пока нет. Но в этом году мы ожидаем поставку от МЧС России многофункциональной беспилотной авиационной системы на базе автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ, с комплексом беспилотных воздушных судов самолетного типа с радиусом применения до 250 км. Вместе с этим расширится фронт нашей работы – ведь чем дальше летит беспилотник, тем больше возможностей по выполнению оперативных задач, что является неоспоримым плюсом применения БАС.
- Известно, что на базе Якутского колледжа связи и энергетики имени Дудкина здесь будут обучать специалистов в области беспилотной авиации. Что думаете по этому поводу?
- Только положительно, ведь применение беспилотных технологий со временем будет развиваться в самых разных сферах жизни. Мне кажется, чем больше людей обучатся, тем лучше.
Беседу вела Майя Акимова, специалист пресс-службы
ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия)