На территории республики в самом разгаре навигационный период для маломерных судов. Кто-то приобретает такие суда для охоты и рыбалки, для кого-то – это единственный транспорт передвижения до сенокосных угодий, много и тех, кто использует моторную лодку для семейного отдыха. Но не все хорошо знакомы с правилами и требованиями к судовладельцам.
О безопасности на водных объектах рассказал руководитель Якутского отделения №1 центра ГИМС ГУ МЧС России по РС(Я), старший государственный инспектор по маломерным судам Виталий Осипов.
– Виталий, расскажите, какова обстановка на водных объектах на сегодняшний день?
– В Якутии сейчас навигационный период для маломерных судов в самом разгаре, все больше жителей республики приобретает маломерные суда в различных целях. На сегодняшний день на учете состоит порядка 40 тысяч маломерных судов. Однако, чтобы прокатиться на лодке недостаточно ее приобрести, необходимо поставить ее на учет. В случае, если судно используется в некоммерческих целях, необходимо обратиться в ближайшее подразделение Центра ГИМС для регистрации маломерного судна. Информация о порядке государственной регистрации маломерных судов в реестре маломерных судов, а также о перечне необходимых документов, размещена на официальном сайте МЧС России и в Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также на стендах в каждом подразделении ГИМС.
– Какие документы проверяют инспекторы ГИМС у судовладельцев в ходе рейдов и патрулирований?
– В обязательном порядке – удостоверение на право управления маломерным судном, судовой билет, а также наличие и исправность средств спасения, они обязательно должны быть на каждом судне. Помните, что удостоверение на право управления подлежит замене 1 раз в 10 лет. Маломерное судно должно быть зарегистрировано в ГИМС. В судовой билет должны быть вписаны двигатели, установленные на нем. На судно необходимо нанести бортовые, идентификационные номера и укомплектовать согласно нормам оснащения. Один раз в пять лет плавсредство необходимо предоставить в ГИМС для освидетельствования.
– Сколько уже выявлено правонарушений судоводителями маломерных судов?
– В ходе профилактических рейдов и патрулирований инспекторы ГИМС регулярно проверяют судоводителей на соблюдение установленных норм и правил эксплуатации плавсредства. В случае выявления нарушений инспектор составляет административный протокол. С начала навигационного периода уже оформлено 263 административных дела. Из самых распространенных нарушений на воде: судно не зарегистрировано в установленном порядке, отсутствие при себе удостоверения на право управления, не пройдено освидетельствование на годность к плаванию, а также нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров. Именно за эти нарушения госинспекторы и составляют большинство дел об административных правонарушениях.
– В каких случаях требуется удостоверение на право управления маломерным судном?
– Право управления маломерным судном требуется для управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Не подлежат регистрации маломерные суда, масса которых не превышает 200 кг, а мощность установленного двигателя не превышает 8 киловатт. То есть право на управление маломерным моторным судном требуется, если мощность двигателя свыше 8 киловатт, а полная масса укомплектованного катера с мотором превышает 200 кг.
При нарушении правил пользования маломерными судами граждане привлекаются к административной ответственности по ст. 11.7 за нарушение правил плавания, ст. 11.10 за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров, по ч.1 ст. 11.8 КоАП РФ за нарушение правил маневрирования.
– Какие существуют требования к кандидатам на получение права на управление маломерными судами?
– Государственная услуга по аттестации предоставляется заявителю, достигшему восемнадцатилетнего возраста; годному по состоянию здоровья к управлению маломерными судами; уплатившему государственную пошлину за совершение юридически значимых действий суммой. Экзаменуемые проходят тестирование из 30 вопросов, где можно совершить только 2 ошибки. Им даются 3 попытки для пересдачи через 7 дней. Практическая часть состоит из двух блоков: подход к берегу и отход от него, упражнения по маневрированию.
– Скажите, какие основные задачи стоят перед службой именно сейчас – до конца лета?
– В первую очередь, это обеспечение безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции. Лето – это всегда «горячая пора». Это отдых детей в загородных оздоровительных лагерях, пришкольных лагерях, это отдыхающее у водоемов население, это судоводители на маломерных судах. Поэтому инспекторы у нас практически каждый день находятся в разных местах и в разных точках на поднадзорных территориях, проводят профилактические мероприятия, принимают участие в рейдах в рамках месячника безопасности людей на водных объектах и межведомственной акции «Вода – безопасная территория».
– Какие мероприятия проводят инспекторы ГИМС, чтобы заострить внимание детей на тему безопасности?
– Детская безопасность на водных объектах – одно из приоритетных направлений деятельности ГИМС. С целью профилактики происшествий с подрастающим поколением проводятся уроки безопасности в детских оздоровительных лагерях, на детских площадках. Главное – предупредить детей об опасности и научить правильному поведению на водных объектах. Подобные мероприятия закладывают базовый потенциал поведения детей на водных объектах в различных ситуациях. Чем чаще мы, взрослые, напоминаем ребенку правила поведения на водоемах, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять на практике.
Сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России обращаются ко всем жителям республики с убедительной просьбой соблюдать требования безопасности на водных объектах и помнить об основных правилах безопасности на воде. Только при соблюдении всех требований безопасности можно избежать трагических последствий. Берегите себя и своих близких!