В связи с открытием в Якутии навигации для маломерных судов владельцы лодок и катеров не спеша спускают их на воду, чтобы успеть за короткое лето порыбачить и покупаться на речных просторах. При этом крайне нежелательно попасть в число нарушителей. Судоводителям необходимо соблюдать правила плавания по внутренним водным путям. За этим на реке следят патрульные группы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ по республике. Обозреватель «Якутии» побывал в одном их рейде.
Алексей РУДЫХ, фото автора.
На борту «КС-701»
В минувшую пятницу я оказался на борту служебного катера «КС-701», оснащенного двумя подвесными лодочными моторами «Mercury» по 115 лошадиных сил каждый. Стильный и мощный «КС-701» способен развивать скорость под 70 км/час. А на реке такая скорость нешуточная: мало кто сумеет скрыться, если «КС-701» начнет преследование.
На катере патрульная группа в составе старшего государственного инспектора Якутского отделения №1 Центра ГИМС ГУ МЧС по РС(Я) Виталия Осипова и государственного инспектора того же отделения Олеси Пренченко. Экипаж работает в акватории реки Лены на участке от лодочной станции 202-го микрорайона до Хатасской протоки. Каждодневная задача – обеспечивать безопасность якутян -- как судоводителей, так и купальщиков.
День выдался дождливый, поэтому народу на реке было немного. Первая же встреченная лодка с тремя рыбаками послушно причалила к берегу для проверки документов. Владелец лодки протягивает их инспектору. Выясняется, что судно не прошло очередное освидетельствование (технический осмотр), которое необходимо проходить один раз в пять лет. Насколько можно понять судовладельца, он не знает, как это сделать.
-- Думал, что на реке осмотрят лодку, да все никак не могу попасть на такого инспектора, -- говорит рыбак.
-- Сейчас процесс изменился, -- объясняет Виталий Осипов. – Сначала необходимо заполнить заявку на освидетельствование на Госуслугах. После этого вам назначат время и место. И тогда вы спокойно пройдете техосмотр. Ничего сложного нет.
Отсутствие освидетельствования у судна – нарушение серьезное. По статье 11.8. КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации судов…» за это полагается штраф от 5000 до 10000 рублей. Тем не менее, на этот раз нарушителя штрафовать не стали – дали возможность исправиться.
Обезопасить важнее, чем оштрафовать
-- Если выявлено несколько нарушений, статью КоАП РФ, по которой будет составляться протокол, определяет сам инспектор, -- поясняет Виталий Осипов. – У нас нет задачи оформлять кипу штрафов и делать из граждан закоренелых нарушителей. Главное -- обезопасить людей на реке, предотвратить несчастные случаи, предостеречь от возможных трагических последствий. Возьмем те же спасательные жилеты. Ведь это не нам надо, чтобы жилеты были на судоводителях и пассажирах. Это самим людям необходимо. Могу привести массу примеров, когда в случае затопления лодок выживали те, на ком были жилеты. Люди без них, как правило, тонут независимо от того, умели они плавать или нет.
То же самое касается обязательных норм снабжения маломерного судна. При освидетельствовании мы требуем, помимо жилетов, наличия якоря, огнетушителя, аптечки и т.д. И это не наша прихоть, а законодательные требования. Все это в какой-то момент может пригодиться и спасти жизнь.
По рассказу старших коллег, еще лет 15 назад многие ездили без прав, судовых билетов, жилетов и прочего, и это было в порядке вещей. Сейчас такие случаи единичны. В основном лодочники соблюдают законы. Пьяные, конечно, попадаются. В этом случае составляется протокол по статье 11.9 КоАП РФ. Мы можем оштрафовать нарушителя на сумму 1500-2000 рублей. В свою очередь материалы передаются в суд, который может лишить судоводительских прав на срок от одного года до двух лет. Если нетрезвый судоводитель начинает конфликтовать, то мы вызываем транспортную полицию. У них также свои патрульные лодки и катера. Летом у нас нередки совместные рейды с Рыбнадзором и Росгвардией. Регулярно нас привлекают на мероприятия по спасению людей и поиски утонувших.
Виталий Осипов работает в ГИМС уже десять лет. До этого отслужил в морской пехоте, окончил Якутское речное училище и Новосибирскую Академию водного транспорта. Несколько лет ходил в разных должностях на судне «Метеор-66». Так что его жизнь неразрывно связана с рекой. И, прямо скажем, старшему государственному инспектору это по душе.
Подозрительный маневр
Останавливая на ходу лодки и катера для проверки документов, инспекторский катер доезжает до места выхода судов из акватории 202-го микрорайона. Увидев катер ГИМС, двигавшаяся встречным курсом «маломерка» резко меняет курс. Такой подозрительный маневр привлекает внимание инспекторов, и они начинают преследование лодки. «Причальте к берегу для проверки документов», -- призывает в громкоговоритель Виталий Осипов.
Подъезжаем к лодке вплотную и видим, как водитель судорожно пытается надеть спасательный жилет, достав его из носового рундука. Судя по всему, именно по этой причине он и пытался скрыться.
-- Отсутствие спасательного жилета влечет наложение штрафа в размере от 300 до 500 рублей, -- поясняет Олеся Пренченко. – Отмечу, что отдельные штрафы кратно повысились в 2019 году.
На берегу Олеся Евгеньевна спускается с катера и подходит к лодке, делавшей подозрительные виражи.
-- Да я только сегодня лодку на станцию поставил. Выехал покататься, проверить, все ли в порядке, -- говорит проверяемый, протягивая документы.
-- В следующий раз надевайте жилет на лодочной станции, а не когда уже двигаетесь по реке, -- внушает гражданину Олеся Пренченко.
-- Конечно, обязательно, не сомневайтесь, -- кивает в ответ мотолодочник. Он очень рад, что дело обошлось профилактической беседой, а не штрафом.
Больше в течение этого патрулирования мы нарушителей не встретили. У всех с документами, судами и всем остальным все было в порядке. Все судоводители и пассажиры были трезвы и учтивы.
Когда инспектор -- девушка
Государственный инспектор Якутского отделения №1 Центра ГИМС ГУ МЧС по РС(Я) Олеся Пренченко работает в инспекции с февраля 2022 года. До этого получила диплом юриста в Якутском экономико-правовом институте.
-- Работа у меня интересная, активная, на любимой реке Лене, -- делится Олеся Евгеньевна. – Работа связана с общением с людьми, а это всегда интересно. Управлять маломерными судами я умею, есть судоводительские права. У моей семьи в наличии мотолодка и катер, вот поэтому я с ранних лет освоила судовождение. Умею также управлять гидроциклом. Являюсь членом нашей местной спортивной команды ГИМС, с которой мы участвуем в соревнованиях. Например, в 2022 году мы принимали участие в XV Всероссийских соревнованиях ГИМС по водномоторной технике в Казани на озере Средний Кабан. Заняли третье место из девяти команд. Наша команда представляла Дальневосточный федеральный округ. В личном зачете я заняла второе место среди женщин по скоростному маневрированию на гидроцикле. Состязания были сложными и насыщенными, проходили в несколько этапов. Это теория, скоростное маневрирование на корпусных судах, на лодках ПВХ, гидроциклах и многое другое.
-- Добавлю, что гидроцикл был мощный, объемом двигателя 1,8 литра, -- включается в разговор Виталий Осипов, к слову, капитан команды бронзовых призеров. – Многие девушки просто не могли с ним совладать, вылетали из седла. А Олеся отлично справилась, заняла второе место, отстав от лидерши буквально на две секунды. Тренировались мы здесь, в акватории 203-го микрорайона. За призовое место всех участников нашей сплоченной команды поощрили премией.
Помимо основных своих инспекторских обязанностей, Олеся Пренченко является еще и экзаменатором – принимает зачеты по практическому судовождению у якутян, окончивших курсы водителей маломерных судов. Так что, если решите пройти такие курсы, вероятней всего, попадете на зачет к этой красивой девушке-инспектору.
-- Кандидатов на получение судоводительских прав много, особенно в июне, в среднем 30 человек в неделю, -- говорит Олеся Евгеньевна. – Что интересно, в последнее время приходит много женщин. Сначала сдается теоретический экзамен из 25 вопросов. Можно допустить лишь одну ошибку. Часть кандидатов с первого раза проваливают именно теорию. Вторая часть – практическое вождение. Здесь отсев невелик, не сдают с первого раза, в основном, по причине волнения.
Статьи КоАП РФ и санкции
По информации старшего государственного инспектора ГИМС Виталия Осипова, основных статей КоАП РФ, по которым составляются протоколы в отношении судоводителей, несколько.
Во-первых, это статья 11.7. «Нарушение правил плавания». Так, по части 2 этой статьи превышение судоводителем установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -- влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 500 до 1000 рублей, или лишение права управления на срок до шести месяцев.
Во-вторых, статья 11.8. «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления». По части 2 этой статьи за управление судном лицом, не имеющим права управления или передача управления лицу, не имеющему прав, -- полагается штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей.
В-третьих, по части 3 статьи 11.8 КоАП РФ за управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, могут выписать штраф от 15 до 20 тысяч рублей.
В-четвертых, за «забыл документы дома» оштрафуют на 100 рублей (статья 11.8.1.)
В-пятых, статья 11.10. «Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров…» влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей.
-- В период этой навигации-2023 особое внимание на реке будет уделяться вопросам безопасности судоводителей и пассажиров, -- напоминает Виталий Осипов. -- В первую очередь, это проверка наличия спасательных жилетов, соблюдение водителями скоростного режима и Правил плавания по внутренним водным путям. Помните, что вода ошибок не прощает, поэтому любое ЧП можно предотвратить, если подготовиться к выходу на реку ответственно и с умом.
Газета "ЯКУТИЯ" N 23 (33560) от 15.06.2023г.